Статья 450. Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий

1. После возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса, следственные и иные процессуальные действия в отношении такого лица производятся в общем порядке с изъятиями, установленными статьей 449 настоящего Кодекса и настоящей статьей .

2. Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации или квалификационной коллегии судей .

3. Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы .

4. Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации и соответствующего судебного решения .

4.1. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть возбуждено следователем или дознавателем в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации, а в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации .

5. Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с настоящим Кодексом не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, если уголовное дело в отношении его не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда, указанного в части первой статьи 448 настоящего Кодекса .

Комментарий к статье 450 УПК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает возможность проведения следственных и иных процессуальных действий в отношении любого указанного в ст. 448 УПК лица, если против него возбуждено уголовное дело или оно привлечено в качестве обвиняемого, за исключением задержания (ст. 449). К числу таких действий, например, относятся допрос, очная ставка, освидетельствование, экспертиза, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, ее осмотр и выемка, контроль и запись телефонных и иных переговоров и др. (об исключениях см. ч. ч. 2 - 5 данной статьи).

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает необходимость получения согласия Конституционного Суда РФ в отношении судьи этого суда и согласия соответствующей квалификационной коллегии в отношении остальных судей на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.

3. В ч. 3 данной статьи установлены гарантии неприкосновенности членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ, состоящие в том, что избрание для них меры пресечения в виде заключения под стражу и производство обыска допускаются лишь с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.

4. Гарантиями неприкосновенности судей (ч. 4 данной статьи) являются: мотивированное решение Конституционного Суда РФ (в отношении судей этого суда) или заключение соответствующей квалификационной коллегии судей (в отношении остальных судей) о заключении судьи под стражу в виде меры пресечения и производства обыска.

5. В ч. 5 комментируемой статьи речь идет о лицах, указанных в ст. 447, в отношении которых уголовное дело еще не возбуждено и которые еще не привлечены в качестве обвиняемых. Для проведения в отношении их следственных и иных процессуальных действий, требующих судебного решения (обыски и выемки в жилище, контроль и запись телефонных и иных переговоров, арест, осмотр и выемка корреспонденции и др.), необходимо получить согласие суда, указанного в ч. 1 ст. 448 УПК, и необходимо соблюдать процедуры, предусмотренные ч. 1 ст. 448. Они ограничиваются представлением следственного органа (комитета) соответствующего уровня и дачей заключения коллегией из трех судей в случаях, предусмотренных ст. 448 настоящего Кодекса.

6. Вводя гарантии против необоснованного заключения под стражу депутатов, судей, других указанных выше лиц, закон имеет в виду недопустимость (без специального разрешения) и других способов лишения свободы - продления срока содержания под стражей, домашнего ареста, принудительного помещения на экспертизу в стационар психиатрического и иного медицинского учреждения. Под обыском понимается личный обыск, обыск в жилище и в служебных помещениях. К обыску приравнивается выемка и осмотр места происшествия, осуществляемые в жилище.

Другой комментарий к статье 450 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Содержание части первой комментируемой статьи может быть интерпретировано следующим образом: если в отношении лица, для которого установлен особый порядок уголовного судопроизводства, уголовное преследование уже начато в результате возбуждения против него уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого с соблюдением всех специальных процедур-гарантий, предусмотренных именно для этой категории лиц правилами главы 52 УПК, то все последующие следственные действия, в том числе и прямо затрагивающие его права и свободы (вызовы на допрос, освидетельствование, выемки и др.), производятся в общем порядке. Исключение составляет задержание, которое при всех обстоятельствах подчиняется особым правилам статьи 449 УПК.

2. Что же касается применения меры пресечения в виде заключения под стражу, то решение по этому вопросу всякий раз независимо ни от каких обстоятельств принимается в особом порядке, который дифференцирован в зависимости от того, к какой категории лиц относится данное лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления. Для судей он установлен частью второй, а для членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - частью третьей комментируемой статьи. Причем для второй группы лиц эти же правила распространяются и на производство обыска. Их общий смысл заключается в том, что аресту и производству обыска должно предшествовать согласие Совета Федерации или соответственно Государственной Думы, которое, как представляется, может быть дано только в форме решения названных палат Федерального Собрания, принятого на заседании после включения данного специального вопроса в повестку заседания, что, конечно же, ставит под сомнение эффективность и ареста, и обыска, смысл которых в известной степени заключается во внезапности.

3. Особого комментария заслуживает часть пятая статьи 450 УПК. Она имеет в виду ситуации, характеризующиеся следующими признаками: а) лицо, в отношении которого установлен особый порядок уголовного судопроизводства, по данному уголовному делу не является ни подозреваемым, ни обвиняемым; б) в отношении данного лица возникла необходимость в следственных действиях, которые связаны с вторжением в сферу конституционных прав и свобод личности, а поэтому их производство осуществляется только на основании предварительного судебного решения (см. перечень таких действий в статье 29 УПК; см. также комментарий к данной статье). В подобных ситуациях следственные действия, о которых ведется речь, производятся с согласия суда, к компетенции которого относится решение вопроса об уголовном преследовании в отношении соответствующего лица. Это значит, что следственные действия, включенные в перечень, который приводится в части первой статьи 29 УПК, определяющей прерогативу суда в уголовном процессе, могут производиться: в отношении Генерального прокурора РФ, председателя Следственного комитета РФ - по решению коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ (пункт 2 части первой статьи 448 УПК), а в отношении судьи Конституционного Суда РФ - по решению Конституционного Суда РФ (пункт 3 части первой статьи 448 УПК). Других категорий лиц, перечисленных в статье 447 УПК, комментируемое правило, как представляется, не касается, потому что решение суда о возбуждении в отношении их уголовного преследования больше не требуется (такое требование существовало до 2009 г., о чем более подробно сказано в завершающей части комментария к данной главе).

Комментарии и консультации юристов по ст 450 УПК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 450 УПК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.